«Проснись в Никогда» — третья книга в библиографии популярной американской писательницы Мариши Пессл. И ее первый подростковый детектив. Оба факта не выдающиеся, но значимые.

Во-первых, Пессл выдержала проверку бестселлером («Некоторые вопросы теории катастроф») и даже продолжением («Ночное кино»). Третья книга утвердила ее в статусе оригинальных, нескучных и несложных авторов. Во-вторых, у Пессл получился неплохой Young Adult — хотя ощущения «все пошли, и я пошел» писательнице избежать не удалось.

Если отбросить ворчание и условности, остается выделить главное. «Проснись в Никогда» — чертов пейдж тернер. Это книга, которую не хочется закрывать и на которую можно угрохать бессонную ночь. От текста сложно оторваться, несмотря на его вынужденную простоту и деланную «подростковость». И вот почему.

Сюжетные петли

Сюжет построен вокруг временной уловки и сильно напоминает действие фильма «Счастливого дня смерти». Скромный подросток Беатрис год назад закончила колледж на фоне трагедии — ее парень Джим умер при загадочных обстоятельствах.

Он был сыном миллиардера, подающим надежды поэтом и просто красавцем. Дело быстро квалифицировали как самоубийство и закрыли, но у Беатрис и окружения остались сомнения. Компания из шестерых друзей, в которой верховодил Джим, после трагедии распалась.

Спустя год Беатрис все же встречается со своими бывшими соулмейтами, но дело заканчивается новой бедой — пятеро подростков попадают во временную петлю.

Они закольцованы в одном и то же дне: умирают и возрождаются, имея в распоряжении 11 часов. Единственный способ вырваться из уловки — проголосовать за того, кто будет жить. Счастливый билет только один и никто, конечно же, не хочет делиться шансом.

Как это работает

Подростки с бесконечным числом жизней, но ограниченными условиями — тот еще материал. В руках Пессл он не прокис.

Хотя сюжет обязывает писательницу много повторяться, она об это не спотыкается. Пессл придумала, как занять своих героев во время сотен и тысяч пробуждений: она описывает их психологические подъемы, падения, отчаяние и безумие.

Книга вряд ли дослужится до звания канонической литературы по групповой психологии — но что-то вроде универсальной формулы «отчаяние, депрессия, принятие» донести способна.

Затем Пессл ловко развязывает себе руки, позволяя героям путешествовать по времени и ситуациям. Вместе и поодиночке они отправляются в прошлое, повторно проживают лучшие и худшие моменты. К сожалению, местами это отдаёт рафинированной литературностью.

Можете представить, что на самом деле могут творить поехавшие подростки? Оргии, пытки, саспенс — всему этому уступают цивилизованные страдания. Хотя Пессл очень хочет описать безумие, это состояние на страницах «Проснись в Никогда» появляется редко и выглядит неубедительно.

Что, впрочем, компенсируется детективной составляющей. Отчаявшись обмануть условия временной петли, Беатрис и компания начинают распутывать тайну — смерть Джима. Это и оказывается их проверкой на вшивость. Здесь каждый персонаж показывает темные стороны и поочерёдно раскручивает маховик вокруг трагедии.

Пессл несложно сделать героев острее и противоречивее — изначально они предельно просты. Вся компания под копирку срисована из фильмов про американских подростков. Безумная красавица, заводила, гений и странная зубрилка. Среди них Беатрис — самая обычная и самая праведная.

Разочарование во времени

К развязке книга подводит легко и без запутываний: интрига нагнетается, дело о смерти Джима вот-вот готово разрешиться и тут из кустов появляется рояль.

Иными словами, Пессл не брезгует приемом deus ex machina — в последний момент все переворачивается с ног на голову. Ну и конечно же, по тексту обильно рассыпаны ненадежные рассказчики. Весь этот калейдоскоп условностей компактно умещается на 300 страницах и лишь иногда их концентрация превышает допустимые нормы.

Текст, в итоге, не претендует на гениальность, но оказывается чертовски интересным. Он хитроумный, но до нужной степени: понять особенности работы так называемого Никогда можно. А следить за тем, как герои по частям собирают детектив о смерти — вовсе не сложно.

Вообще, смертью тут жонглируют обильно и без остановки, но никакой мрачности книга не нагнетает. Максимум — легкое покалывание грусти в просторном эпилоге.

Правда, магия держится прямиком до последней страницы, а потом быстро рассыпается.

Спустя день работа Пессл уже не кажется такой добротной, а спустя неделю интереснее анализировать не сюжет и героев, а условности. Становится понятно, насколько механическими и шестереночными вышли подростки, насколько обесценивает чтение финальная развязка. Даже добрый конец начинает бесить.

Возможно, если бы Пессл рубанула открытое и темное окончание, книга эффектно бы ушла от метки «шаблонной». А так этого тавра не избежать.

«Проснись в Никогда» действительно пейдж тернер, но сильно потрёпанный изъянами. Чем сильнее от него отдаляешься, тем больше кажется, что это книга для попадания в яблочко всех трендов: про подростков, про самоубийства, про временные уловки. Но на расстоянии перевёрнутой страницы недостатки разглядеть сложнее.

Так что если перед вами скучный вечер — эта книга придётся кстати. В остальных случаях, не отбирайте шансов у другой литературы.

Читать на «Букмейте» — по ссылке.