Роман Йена Макдональда Luna: New Moon вышел на английском в 2015 году, сегодня это уже оформленная трилогия. На русский первую часть — «Новую луну» — перевели в 2017 году, а годом позже выпустили продолжение. Сейчас отличное время, чтобы взяться за эту сложную историю.

Скорее всего, заключительную книгу совсем скоро опубликуют в переводе. Главное, не обращайте внимание на адаптированные обложки.

Зачем это читать

Если одно имя автора не продает вам эту фантастику, причин еще достаточно. «Новая Луна» — претендент на статус самой необычной, сложной и экстравагантной картины ближайшего будущего.

Здесь киберпанк раскрывает свое лучшее качество — умение объединять в причудливые комбинации культуры, а не только технологии.

Платформа для этого выбрана знакомая. Действие серии развивается на Луне — не зря этим спутником бредят и фантасты, и вполне реальные ученые. По сюжету, люди начинают колонизацию Луны в начале-середине XXI века, а уже столетие спустя заселяют ее популяцией в 1,5 млн человек между несколькими городами.

Сначала это отталкивает историю в категорию слишком условной выдумки. В конце-концов, Луна заняла в истории покорения космоса удивительное место — ностальгическое. На ней побывали наши предшественники, а сегодня покорение спутника кажется едва-едва выполнимым. Последние три десятилетия на Луну не ступала нога человека, а Макдональд поселил там население увесистого мегаполиса.

Но у этого есть объяснение. На Луне действуют несколько ключевых для Земли предприятий: они добывают металлы, а также гелий-3 — ключевой источник энергии для термоядерного синтеза. И если в первом экономическом обосновании еще можно сомневаться, то вот про скорый дефицит гелия-3 на Земле говорят уже сегодня. Но не думайте, что Макдональд будет разжевывать вам товарно-денежные взаимоотношения колонии и метрополии. Его задача: создать живой мир, а не пошаговую инструкцию, как у Энди Вейра в «Артемиде».

Как устроена фантастическая Луна

Луна – место очень передовое, но и архаичное. Тут нет никакого продвинутого социализма или велфера. Каждый поселенец выживает за счет четырех базисов: воздух, вода, углерод и доступ к сети. Их берут в долг у обслуживающей компании и если не успеваешь отработать — все обернется фатально. Умрешь — тебя переработают на компост и никаких церемоний.

При этом власть поделена между несколькими семейными кланами, а также сложной надстройкой из компании с земным протекторатом. Каждый из кланов отвечает за свою сферу:

  • Жесткие и мстительные австралийцы Маккензи добывают металл;
  • Гордые бразильцы Корта извлекают гелий;
  • Хитрые китайцы Сунь заправляют торговлей и финансами, IT-технологиями;
  • Асамоа из Ганы строят жилье и выращивают пищу;
  • Россияне Воронцовы специализируются на транспорте.

Фактически, эта пятерка и составляет местную феодальную знать, в подчинении которых бесчисленное количество вассалов. Сразу бросается в глаза, что американцам — главному космическому народу последних лет — места у Макдональда не нашлось. Объяснения этому нет, кроме очевидного желания добавить миру колорита, создать новую Америку.

Роман Макдональда умудряется быть одновременно про глобализацию — даже местный язык, смесь английского, португальского, корейского называется глобо — и одновременно против уравнивания культур.

Тут постоянно ощущается противоречия, которые даже на другой планете позволят отличить жителя одной части света от другой.

Глобализации Макдональд предпочитает синтез: сложное сплетение явлений с острыми углами, а не скучное растворение до нейтрального состояния. Отсюда и странная религия лунарцев, синкретический афро-бразильский культ во главе с полу-мертвой леди Луной.

Синтезом объясняются и странный формат отношений — бисексуальные любовные связи при наличии брачных контрактов (никахов) в любом возрасте. Вопрос права решается еще оригинальнее — на Луне нет законов, а обо всем можно договориться. В случае спора дело решается на ножах. Баллистическое оружие запрещено — может, всем и плевать на моральные стандарты, но разгерметизации боятся куда больше.

Почему это больше, чем хитрая выдумка

Фактами из книги можно сыпать еще долго — они интересны в той же мере, в какой далеки от реального сюжета. По сути, «Новая луна» это космическая опера, в которой нужно с головой нырнуть в династические и клановые разборки, а вовсе не в новейшие социально-культурные тренды.

Сюжет вращается вокруг семьи Корта — ее основательница, гордая бразильянка Адриана Корта, стоит на пороге собственной смерти и пытается обезопасить свое наследие. Ее многочисленные дети и внуки, то связанные дипломатическими браками, то личными противоречиями — не самый очевидный материал для создания долговечной империи.

Но зато им легко симпатизировать: каждого Макдональд наделил четким, узнаваемым характером. Есть жесткие рубаки, есть обаятельные хитрецы, а есть замкнутые умники. Перечислять имена бессмысленно хотя бы потому, что при прочтении у вас все равно разбегутся глаза от многообразия героев: список действующих лиц не зря занимает три страницы. «Новую Луну» не просто так называют космической «Игрой престолов» — хотя это и придает истории ненужной вторичности.

А ее здесь нет. Мало того, что мир сконструирован вокруг интересных экономических проблем и реалистичных технологий. В нем еще и показано, как быстро человечество возвращается к позиции силы в общественных отношениях.

Никакой демократии на Луне нет и в помине: решают деньги, власть, связи. Зато есть абсолютная инаковость, отчужденность от Старого Мира. Луна в очень буквальном смысле меняет живущих там существ: во втором и третьем поколении местные становятся гораздо выше, их кости утончаются, а мышцы развиваются по другим законам.

Меняется очень многое но, как говорит нам открывающая заставка каждой части Fallout, война никогда не меняется.

«Новая Луна» с самого начала намекает на масштабную катастрофу и противостояние, которые захватят мир и его героев. Правда, поначалу все заканчивается намеком — потом сюжет по удаленной траектории удаляется в сторону семейных интриг. И круто возвращается назад к концу первой книги, оставляя в конце клифхенгерр, который точно не позволит пропустить вторую часть.

Главное, к чему нужно приготовиться: безжалостные убийства героев, со смертью которых Макдональд не церемонится. Расточительность ему позволительна — в настолько пёстром мире не сложно набрать новых персонажей. Ну а разбить читательские души — неплохой способ сохранить лояльность.

Из «Новой Луны» не нужно выводить каких-то пафосных уроков про цикличность истории или неизменную природу человеческих пороков и добродетелей.

Это прежде всего мыслительных эксперимент, повод прикинуть и даже самому додумать устройство нового мира. Возможно, усилить свою уверенность в скором упадке нынешних порядков — а возможно, выбросить культурные предрассудки. Чтение это отягощающее и вряд ли духоподъёмное.

Но это точно больше, чем киберпанк и мыльная опера. «Новую Луну», в отличие от многих прекрасных образов фантастики, не слишком нужно натягивать на современные реалии. Можно просто с головой нырнуть в лунный реголит. Оно того стоит.